БУЛЛИНГ
Просмотров: 380 (Опубликована 08 сентября 2021 )
БУЛЛИНГ
Буллинг – это намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, психологическое или физическое давление) одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять. Постоянно сталкиваются с буллингом 27,5% учащихся, из них часто – 9,5%.
Кольцо буллинга:
- Начинает буллинг – агрессор
- Принимает активное участие – помощник
- Поддерживают, но не принимают активного участия / нравится, но не дает открытой поддержки / сморят, но не занимают ничью сторону – наблюдатели, свидетели
- Не нравится буллинг, но не думает, что может помочь – возможные защитники
- Не нравится буллиг и пытаются помочь – защитники жертвы
Признаки буллинга в школе:
- кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
- школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
- школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
- на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
- ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
- признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
- один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
- младшие школьники боятся зайти в туалет;
- дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.
Причины буллинга:
- педагогические (микроклимат класса, школы).
- психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
- социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
- семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль, вседозволенность).
К мотивам буллинга можно отнести: зависть, месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания), самоутверждение в коллективе, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто», желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Как же должны реагировать взрослые на ситуацию?
• Если не реагируют на травлю, то у свидетелей снижается способность к сочувствию, они привыкают к своей пассивности, это приводит к ухудшению социального климата в коллективе, а в обществе растет молчаливое пассивное большинство, готовое принимать насилие в свой адрес.
• Буллинг отвлекает на себя внимание детей, мешая им учиться; портит психологический климат в классе, не давая сотрудничать и решать учебные задачи совместно.
• Учитель, не пресекающий буллинг, чувствует беспомощность, бессилие, некомпетентность, неэффективность, напряжение, снижение мотивации, что ведет к профессиональному выгоранию.
• Учителю важно помогать детям, поддерживать позитивную атмосферу взаимной поддержки в классе, придумать правила реагирования на ситуации травли.
• Ситуации травли не являются нормой, вызывают множество серьезных негативных последствий и нуждаются в том, чтобы на них обращали внимание, обсуждали, прекращали и по возможности предупреждали.
Популярные мифы о буллинге:
Миф 1. Травля происходит в любой социальной группе.
Миф 2. Трудности во взаимоотношениях способствуют закалке характера.
Миф 3. Трудности во взаимоотношениях воспитывают в детях личность и независимость от других.
Миф 4. Если не акцентировать внимание на ситуации, замалчивать и скрывать, то конфликт утихнет.
Миф 5. «Исключительность» жертвы – буллингу подвержен только особый тип детей.
Миф 6. Помощь необходима только жертве буллинга.
Миф 7. «Стань популярным и от тебя отстанут»
Миф 8. «Сами разберутся…»
Последствия травли для ребенка: устойчивое снижение самооценки; тревожное расстройство; социофобия; невроз; посттравматическое состояние; психосоматические заболевания; суицидальные мысли и попытки.
Как родителю определить, что ребёнок стал жертвой травли?
- ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
- возвращается из школы подавленный;
- постоянно находится в подавленном настроении
- часто плачет без очевидной причины;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
- нарушение сна и аппетита;
- синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
- он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание
Как родителю начать разговор с ребенком:
- Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?
- Ты любишь перемены? Что ты делаешь во время перемен?
- С кем из одноклассников ты проводишь время на перемене?
- Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?
- Кто из ребят тебе не нравится?
- Что особенного он делает, почему не нравится тебе?
Важно задавать вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Напрямую об отношениях со сверстниками лучше не спрашивать.
Родитель ребенку можно сказать следующее:
― Как хорошо, что ты рассказал обо всем. Я думаю, тебе нелегко было это сделать.
― Нужно иметь большую смелость, чтобы попросить помощи у взрослых, когда попадаешь в трудную ситуацию. Хорошо, что ты это сделал. Давай вместе будем думать, как изменить положение.
― Я хочу, чтобы ты знал: мы тебе верим, и мы, твои родители, полностью на твоей стороне.
― Какие ты видишь пути решения проблемы?
― Как ты думаешь, что именно можно изменить в происходящем?
― Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы все это прекратилось?
― Предлагаю составить план действий. Но сначала давай разберем все возможные варианты, и ты сможешь понять, какой из них для тебя лучше.
Как ребенку предотвратить буллинг:
Позволяйте другим людям быть такими, какие они есть, и не пытайтесь кого-то переделывать по своим меркам.
Старайтесь не нарушать личное эмоциональное пространство – это чувства, которые мы предпочитаем переживать по собственному усмотрению. Мало что раздражает так сильно, как попытка навязать, в каких случаях и как именно следует грустить, когда – радоваться, а когда гневаться.
Соблюдайте корректность и уважение к собеседнику в сети Интернет, защищайте свою контактную информацию, защищайте свой мобильный номер, онлайн-адрес и пароли, убедитесь, что ваше личное кибер-поведение не является для кого-то обидным.
Не отвечайте на угрожающие сообщения. При необходимости смените свой мобильный номер и электронный адрес.
Сохраняйте любые сообщения с угрозами, а потом поговорите обо всем со взрослыми.
Не нарушайте личного пространства одноклассников, ведь потребность в нём – универсальна, как потребность в любви или общении – она есть у каждого. Личное пространство нужно для сохранения индивидуальности.
Помните, что внутри личного телесного пространства выделяют несколько зон:
Интимная зона, порядка 50 см – это по существу расстояние вытянутой руки. В интимную зону пускают только очень близких людей, а проникновение в неё постороннего вызывает немедленный дискомфорт и тревогу. Персональная зона радиусом от 50 см до 1,5 м – это дистанция личной доверительной беседы; Социальная зона – расстояние от 1,5 до 3,5-4 м, область для контактов с посторонними, чужими людьми; Публичная зона – до 7 метров – это самые дальние области пространства, которое человек вообще воспринимает как имеющее отношение к себе.
Старайтесь конструктивно решить любой спор, в ситуациях конфликта, оскорблений, травли обязательно обращайтесь к родителям, учителю, психологу.
Куда можно обратиться за помощью?
8 (801) 100-16-11 – Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (круглосуточно, бесплатно).
8 (017) 263-03-03 – Телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков в г. Минске (круглосуточно)
8 (017) 317-32-32 – Телефон доверия для детей и подростков (круглосуточная кризисная телефонная линия).
Также можно обратиться в Центры дружественные подросткам, в г. Минске их 8. Центры оказывают анонимную, бесплатную, конфиденциальную помощь подросткам и их родителям по вопросам соматического, репродуктивного и психологического здоровья (13-я городская детская клиническая поликлиника (13gdp.by), Центры дружественные подросткам (medcenter.by).
В Октябрьском районе города Минска функционирует Центр дружественных отношений к подросткам «Галс» на базе учреждения здравоохранения «13 городская детская клиническая поликлиника» по адресу улица Кижеватова дом 60 корпус Д. Телефон Центра: +3750173909652. Сайт: 13-я городская детская клиническая поликлиника (13gdp.by), в социальных сетяхЦентр дружественного отношения подросткам "ГАЛС" (vk.com), электронная почта:gals13gdkp@tut.by
Автор:
Психолог Центра дружественных отношений к подросткам «Галс»
УЗ «13 городская детская клиническая поликлиника»
Сорокина Надежда Валерьевна