Рекомендации по развитию малыша
Просмотров: 14 (Опубликована 30 октября 2025 , обновлена 30 октября 2025 )
Первый год жизни для каждого человека имеет особенное, сакральное значение, потому что он во многом определяет его дальнейшее существование. Самые ценные навыки и умения мы приобретаем именно в этот период, поэтому так важно уделить внимание этому вопросу.
Врач-невролог оценивает благополучие малыша на основании ряда критериев, определяющих его моторное и психическое развитие. К ним относят зрительное и слуховое восприятие, эмоциональные реакции, формирование речи, общие движения и на более поздних этапах – целенаправленные, четко скоординированные движения рук (т.е. мелкую моторику). На основании многолетнего наблюдения за детьми первого года жизни было сформировано понятие условной «нормы». Каждому возрастному этапу соответствует перечень навыков и умений, которым малыш должен научиться к определенному моменту времени. Диапазон этот достаточно широк, поэтому некоторые дети могут приобретать навыки раньше или позже других.
К отдельной категории мы относим малышей, родившихся недоношенными. По причине выраженной незрелости нервной системы они могут значительно отставать в психомоторном развитии, в связи с чем им уделяется более пристальное внимание и при необходимости проводятся курсы реабилитации.
Во время осмотра врач-невролог оценивает не только неврологический статус, но и показатели физического развития ребенка, т.к. они напрямую влияют на его психомоторное развитие. Особое внимание уделяется приросту окружности головы.
Таким образом, вывод о том, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам, делается врачом на основании комплексного анализа целого ряда факторов: данных неврологического осмотра, показателей физического развития, сведений из обменной карты роддома, а также жалоб при их наличии.
Давайте детально рассмотрим, какие навыки должны быть сформированы у ребенка на каждом из возрастных этапов.
В период от 0 до 3 месяцев ваш ребенок должен научиться:
-
улыбаться и оживленно реагировать на общение с вами;
-
длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживать за движущимися предметами;
-
прислушиваться к звукам, поворачивать голову в сторону звукового раздражения;
-
лежать на животике, опираясь на предплечья, и длительно удерживать голову;
-
произносить отдельные звуки.
В период от 4 от 6 месяцев у ребенка появляются следующие навыки:
-
начинает отличать «своих» и «чужих», голоса близких людей, разные интонации;
-
ищет глазами источник звука;
-
целенаправленно тянется к игрушке и захватывает ее, перекладывает из руки в руку;
-
переворачивается со спины на живот и обратно;
-
лежит на животике, опираясь на выпрямленные руки, становится на четвереньки, раскачивается;
-
начинает реагировать на свое имя;
-
ползает по-пластунски.
С 6 месяцев начинает произносить отдельные слоги и кушать с ложки, снимая пищу губами.
В период от 7 до 9 месяцев ваш ребенок начнет:
-
ползать на четвереньках;
-
самостоятельно садится;
-
вставать и делать первые шаги у опоры;
-
подолгу заниматься игрушками;
-
активно лепетать.
Самые волнительные моменты для многих родителей наступают к концу первого года жизни ребенка, когда он начинает произносить свои первые слова и делать свои первые шаги, активно играть с игрушками в соответствии с их назначением и понимать, что такое «можно» и «нельзя».
В вопросах полноценного формирования навыков у ребенка роль родителей невозможно переоценить.
Вы можете:
-
делать ежедневную гимнастику и общеукрепляющий массаж по возрасту;
-
не забывать о необходимости ежедневного приема витамина Д;
-
гулять с малышом на свежем воздухе;
-
выкладывать на живот с валиком, формировать опору на выпрямленные руки;
-
обучать навыку самостоятельных переворотов;
-
упражнения на фитболе;
-
читать малышу книги, разговаривать и играть с ним, предлагать развивающие игрушки (сортеры, кубики, пирамидки).
А так же – регулярные осмотры у специалистов, поддержание симметрии движений, правильное положение тела во время сна, и создание благоприятных условий.
Уважаемые родители!
Помните о том, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе!
Поэтому уровень психомоторного развития всегда оценивается комплексно доктором на приеме с учетом всех факторов и индивидуальных особенностей.