Версия для слабовидящих

Рекомендации по развитию малыша

Просмотров: 14   (Опубликована 30 октября 2025 , обновлена 30 октября 2025 )

Первый год жизни для каждого человека имеет особенное, сакральное значение, потому что он во многом определяет его дальнейшее существование. Самые ценные навыки и умения мы приобретаем именно в этот период, поэтому так важно уделить внимание этому вопросу.

Врач-невролог оценивает благополучие малыша на основании ряда критериев, определяющих его моторное и психическое развитие. К ним относят зрительное и слуховое восприятие, эмоциональные реакции, формирование речи, общие движения и на более поздних этапах – целенаправленные, четко скоординированные движения рук (т.е. мелкую моторику). На основании многолетнего наблюдения за детьми первого года жизни было сформировано понятие условной «нормы». Каждому возрастному этапу соответствует перечень навыков и умений, которым малыш должен научиться к определенному моменту времени. Диапазон этот достаточно широк, поэтому некоторые дети могут приобретать навыки раньше или позже других.

К отдельной категории мы относим малышей, родившихся недоношенными. По причине выраженной незрелости нервной системы они могут значительно отставать в психомоторном развитии, в связи с чем им уделяется более пристальное внимание и при необходимости проводятся курсы реабилитации.

Во время осмотра врач-невролог оценивает не только неврологический статус, но и показатели физического развития ребенка, т.к. они напрямую влияют на его психомоторное развитие. Особое внимание уделяется приросту окружности головы.

Таким образом, вывод о том, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам, делается врачом на основании комплексного анализа целого ряда факторов: данных неврологического осмотра, показателей физического развития, сведений из обменной карты роддома, а также жалоб при их наличии.

Давайте детально рассмотрим, какие навыки должны быть сформированы у ребенка на каждом из возрастных этапов.

В период от 0 до 3 месяцев ваш ребенок должен научиться:

  • улыбаться и оживленно реагировать на общение с вами;

  • длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживать за движущимися предметами;

  • прислушиваться к звукам, поворачивать голову в сторону звукового раздражения;

  • лежать на животике, опираясь на предплечья, и длительно удерживать голову;

  • произносить отдельные звуки.

В период от 4 от 6 месяцев у ребенка появляются следующие навыки:

  •     начинает отличать «своих» и «чужих», голоса близких людей, разные интонации;

  •     ищет глазами источник звука;

  •     целенаправленно тянется к игрушке и захватывает ее, перекладывает из руки в руку;

  •     переворачивается со спины на живот и обратно;

  •     лежит на животике, опираясь на выпрямленные руки, становится на четвереньки, раскачивается;

  •     начинает реагировать на свое имя;

  •     ползает по-пластунски.

С 6 месяцев начинает произносить отдельные слоги и кушать с ложки, снимая пищу губами.

В период от 7 до 9 месяцев ваш ребенок начнет:

  • ползать на четвереньках;

  • самостоятельно садится;

  • вставать и делать первые шаги у опоры;

  • подолгу заниматься игрушками;

  • активно лепетать.

Самые волнительные моменты для многих родителей наступают к концу первого года жизни ребенка, когда он начинает произносить свои первые слова и делать свои первые шаги, активно играть с игрушками в соответствии с их назначением и понимать, что такое «можно» и «нельзя».

В вопросах полноценного формирования навыков у ребенка роль родителей невозможно переоценить.

Вы можете:

  • делать ежедневную гимнастику и общеукрепляющий массаж по возрасту;

  • не забывать о необходимости ежедневного приема витамина Д;

  • гулять с малышом на свежем воздухе;

  • выкладывать на живот с валиком, формировать опору на выпрямленные руки;

  • обучать навыку самостоятельных переворотов;

  • упражнения на фитболе;

  • читать малышу книги, разговаривать и играть с ним, предлагать развивающие игрушки (сортеры, кубики, пирамидки).

А так же – регулярные осмотры у специалистов, поддержание симметрии движений, правильное положение тела во время сна, и создание благоприятных условий.

Уважаемые родители!

Помните о том, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе!

Поэтому уровень психомоторного развития всегда оценивается комплексно доктором на приеме с учетом всех факторов и индивидуальных особенностей.