Версия для слабовидящих

Памятка по киберприступлениям

Просмотров: 9   (Опубликована 20 ноября 2025 )

Уважаемые граждане, в связи с участившимися случаями совершения киберпреступлений, а также новых видов мошенничеств помните:

  • представители правоохранительных органов, государственных организаций НИКОГДА НЕ ЗВОНЯТ на МЕССЕНДЖЕРЫ! (исключения, если Вы сами дали свой номер для связи сотруднику и знаете его лично).

  • ни под какими предлогами не сообщайте посторонним паспортные данные, не предоставляйте информацию о реквизитах банковской карты или одноразовые пароли, поступившие на мобильный телефон, даже если звонят лица, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов, медицинских и банковских учреждений, операторов сотовой связи, работниками коммунальных служб или телекоммуникационных компаний;

  • приложение мобильного оператора можно скачивать только из магазинов «Google Play», «App Store», «App Gallery», а не с направленных Вам ссылок на сайты незнакомыми лицами;

  • никогда не оформляйте кредиты по просьбе или требованию третьих лиц;

  • не проводите через банкоматы, а также системы банковского обслуживания сети интернет, никакие денежные операции по инструкциям, полученным по телефону или мессенджеру;

  • не становитесь курьером мошенников путем собирания денежных средств у других граждан, попавших в неприятную жизненную ситуацию.

Если поступил сомнительный звонок, незамедлительно завершите разговор и обратитесь в милицию по номеру «102».

Наиболее актуальные преступные схемы:

Злоумышленник звонит на стационарный телефон и в разговоре сообщает о необходимости дистанционного продления (перезаключения) договора на оказание услуг, замены устаревшего оборудования, оперативной сверки показателей счетчиков и пр. При этом для верификации и удобства требует предоставить персональные данные (идентификационный номер паспорта, номер мобильного телефона, иные личные данные). В это время параллельнона мобильный телефон жертвы (как правило посредством мессенджера «Viber»), поступает звонок якобы от сотрудника правоохранительных органов или банка, который сообщает, что в данный момент по стационарному телефону жертва общается с мошенниками и что разговор необходимо прервать. После этого «псевдоправоохранитель» действует по стандартной мошеннической схеме и сообщает, что:

  • на имя потерпевшего оформили кредиты;

  • с расчетных счетов потерпевшего осуществляется финансирование террористической деятельности либо военных действий в Украине;

  • необходимо оказать помощь правоохранительным органам в поимке аферистов;

  • в связи с тем, что в отношении потерпевшего возбуждено уголовное дело и у него в ближайшее время по месту жительства будет проведен обыск, необходимо срочно обезопасить накопленные денежные средства, для чего осуществить их декларирование либо перевод на специальный «безопасный» счет;

  • оказать содействие другим жертвам мошенников, которые в силу возраста или физических особенностей не могут самостоятельно обратиться в банк для зачисления наличных денежных средств на безопасный счет.

После всего услышанного жертва испытывает эмоциональный шок. Ведь сложно поверить, что это все четко спланированная мошенническая схема. Потерпевшие, идя на поводу аферистов, следуют их инструкциям и добросовестно исполняют все, что те от них требуют, даже продают собственное жилье и вырученные деньги также переводят на предоставленные злоумышленниками счета.

  • Реклама в сети интернет, предлагающая вложить (использовать) Ваши накопления с доходом на «крайне выгодных» условиях (инновационные средства заработка, заработок на бирже, приобретение криптовалюты, вложения средств с повышенной доходностью по счетам и вкладам).

  • Приобретение в сети интернет товаров по цене ниже рыночной, в т.ч. перечисление предоплаты в адрес продавца для его брони.

  • Сообщения (реклама, звонок) о выигрыше в лотерее (ином розыгрыша) с условием, что для его получения необходимо предварительно перечислить деньги.

ПОМНИТЕ, сотрудники правоохранительных органов, медицинских и банковских учреждений, операторов сотовой связи, работники государственных организаций и предприятий, коммунальных служб или телекоммуникационных компаний НИКОГДА не выясняют ваши персональный данные по телефону!

Для оформления заявок на оказание услуг по телефону, указание идентификационного номера паспорта либо реквизитов банковской пластиковой карты НЕ ТРЕБУЕТСЯ!

 

 ГУВД Мингорисполкома