Версия для слабовидящих

АГРЕССИЯ: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Просмотров: 736   (Опубликована 31 марта 2022 )

АГРЕССИЯ: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 

Существует два понятия агрессия и агрессивность и не стоит их путать. Агрессивность – это потенциально заложенная в каждом человеке черта характера, которая со временем станет свойством личности. Не стоит возводить её в абсолют и тревожиться при виде ребенка, который, скажем, в порыве эмоций повысил голос. Целесообразнее здесь сделать акцент на поддержании доверительных отношений и комфортной атмосферы в семье. Агрессия же представляет собой модель мотивированного деструктивного поведения, направленную на умышленное нанесение морального или физического вреда: как себе, так и окружающей среде.

В агрессивности есть положительные и отрицательные обстоятельства.

Положительное:

- способствует достижению человеком цели, обеспечивает напористость, энергичность,

- способствует самоутверждению человека,

- обеспечивает поисковое поведение, помогает ориентироваться в незнакомой и критической ситуации,

- обеспечивает высокие результаты в соревновании,

- способствует мобилизации усилий группы.

Отрицательное:

- социально опасна: способствует разрушению общества, группы,

- несет опасность для здоровья окружающих,

- способствует снижению самооценки окружающих (самоутверждение агрессивного человека «за чужой счет»),

- может разрушительно влиять на личность носителя

- является причиной разрушения материальных ценностей.

Вывод 1: в агрессии есть плюсы и минусы.

Формы проявления агрессии у ребенка:

  •   Вербальная агрессия (оскорбления, повышение тона, крик).
  •   Физическое воздействие (нанесение физического вреда предметам, людям, животным).
  •   Нанесение физического вреда самому себе.
  •   Латентная агрессия (изменения в поведении, отказ от телесных контактов, объятий со стороны родителей).
  •   Доминирование (принуждение других детей поступать в угоду своих интересов).
  •   Мстительность (не эмоциональная реакция на конфликтную ситуацию сразу, а намеренные действия в отношении обидчика по истечении времени конфликта).

Возможные причины агрессивных отношений в детской группе:

- выяснение своего статуса в группе (как среди мальчиков, так и среди девочек);

- травля или буллинг слабого (в неразвитых, примитивных группах, над которыми ослаблен педагогический контроль, в первую очередь начинают травить тех, кто «не похож», или тех, кто легко поддается на провокации),

- «дедовщина», смысл которой в том, что подросток, находящийся под давлением тех, кому не может оказать адекватное сопротивление (педагогов, старших подростков), начинает компенсировать понижение своей самооценки за счет давления на младших, слабых,

- реакция на нарушение норм принятой среди подростков морали («стукачество», ложь, воровство или пользование чужими вещами, жадность и т.п.),

- несхожесть в бытовых вопросах при совместном проживании (кто как ест, спит, хранит вещи и т.п.),

- «вредный характер» (закрепление в характере агрессивности),

- разногласия в процессе совместной деятельности,

- подстрекательство педагогов (создание ситуации групповой поруки, когда все отвечают за провинности одного, или опора на агрессивных с целью поддержания дисциплины).

- нарушение личного пространства других (публичное пространство – более 3 м, социальное – от 3 до 1,2 м, личное – от 1,2 до 0,5 м, интимное – менее 0,5 м).

Вывод 2: ряд признаков говорит о том, что человек склонен к агрессии, следует понять причины и возможные последствия этого.

Почему агрессивность закрепляется в характере? Здесь, как и в целом в психике человека, имеет место сочетание врождённого (генетика) и приобретённого (социальные условия).

К врожденным особенностям можно отнести:

- темперамент со слабой стабильностью и сильным реагированием (холерик).

К приобретенным особенностям относятся:

- ошибки в воспитании, когда человек усваивает, что конфликты следует разрешать нападением,

- атмосфера агрессивности в семье,

- атмосфера агрессивности в группе, школе, вызванная недостатком педагогического влияния, любви и уважения со стороны взрослых.

Следует отметить, что молодые люди (подростки, юношество) более агрессивны, чем люди в зрелом возрасте. С одной стороны, это обусловлено активностью гормональной секреции в молодом организме, с другой – социальной задачей, стоящей в этом возрасте, а именно необходимостью утвердиться в группе и социуме, «занять место под солнцем» и добиться определённого статуса.

Агрессивному поведению могут способствовать личностные особенности человека:

- незрелость личности, юношеский максимализм,

- пониженная самооценка и стремление к ее повышению,

- слабость нравственных установок,

- демонстративность, стремление привлечь к себе внимание.

Вывод 3: анализируя причины агрессии ребенка, нужно брать во внимание весь комплекс возможных причин.

Возникновению агрессии могут способствовать особенности ситуации, а также физического и психологического состояния человека:

- конкуренция (в частности, в условиях соревнования),

- средовые воздействия: перепады атмосферного давления, колебания температур, шумовой стресс, скученность и т.п.,

- состояние организма: болезнь, гормональный дисбаланс и т.п.,

- фрустрация: недостижимость близкой желанной цели,

- крайне низкая самооценка; в этом случае возможна аутоагрессия, которая может привести к потере смысла жизни,

- монотонность, стремление к новым, острым впечатлениям.

Вывод 4: при попытках нейтрализовать агрессивное поведение нужно обращать внимание на ситуацию.

Нейтрализация агрессивности. Главный смысл действий – снятие физического и психологического напряжения (релаксация). Этому способствуют:

- физическая активность, способствующая «выпуску пара» и достижению положительных эмоций (выделяется эндорфин),

- юмор (особенно смех: во время смеха происходит расслабление),

- телесный контакт (родительские объятия, погладить по голове и т.п.),

- спокойная интонация речи,

- изоляция агрессивного человека от группы (например, с заданием успокоиться и подумать).

Условия, которые лидеру группы (педагогу) следует создать в группе с целью исключения почвы для проявления детьми межличностной агрессии:

- четкость нравственных установок, подкрепляемых личным примером,

- открытость отношений, правдивость,

- атмосфера творчества, дающая возможность самоутвердиться всем,

- уважение к личности членов группы,

- осторожное использование агрессивности в соревнованиях и конкурсах, ориентация не на соперничество и победу, а на сотрудничество и взаимопомощь,

- поведение самого лидера (педагога): спокойные интонации, доброжелательность, избегание резких слов,

- высокая двигательная активность и вообще – занятость,

- обучение людей сотрудничеству,

- индивидуальная работа с «отвергаемыми»: создание ситуаций, в которых они имеют возможность предстать перед сверстниками в выгодном свете и повысить свой статус,

- предоставление возможности выплеснуть агрессию в спорте, творчестве (в театральных образах), в танцах и т.п.

Вывод 5: снижение агрессивности в группе – целенаправленный процесс, основанный на проверенных технологиях.

Принципы психологической самозащиты от агрессии:

- каждый день начинать с позитивной установкой: все будет хорошо,

- быть собранным, готовым в любой момент к любым обстоятельствам,

- думать о деле, которым занимаешься в данный момент,

- в любых обстоятельствах оставаться корректным и вежливым: агрессивный человек больше открыт для чужой агрессии;

- не допускать самобичевания и нытья; если допустил ошибку и заслуженно наказан, надо признать ее и попытаться исправить положение делом,

- внимательно относиться к окружающим людям, изучать их, чтобы знать, какого поведения ждать в той или иной ситуации,

- уметь взглянуть на любую проблему с юмором, изменить отношение к ней,

- не паниковать, не поддаваться эмоциям и не впадать в размышления, а действовать (наглядно-действенный – древнейший и самый надёжный вид мышления: «глаза боятся, а руки делают»),

- лучший способ осадить того, кто проявляет в отношении вас агрессию, – совершить неожиданный, непредсказуемый поступок: от вас ждут повеления жертвы, а вы действуете как сильная личность,

- вечером с иронией анализировать прошедший день, чтобы избавиться от обид и сомнений.

Вывод 6: противостоять агрессии в силах каждого человека.

Правила действий родителей в ситуации агрессии ребенка.

Самый правильный ответ на этот вопрос кроется в самом вопросе – вместе. Родителям, столкнувшимся с данной проблемой, необходимо в первую очередь проанализировать своё поведение, спокойно и осознано. Злость на ребенка в данной ситуации не оправдана в связи с тем, что агрессия зачастую следует из ошибок взрослых.

Целесообразно убедиться в том, что агрессия не есть проявление соматических или психических заболеваний и нарушений, а скорее отражение поведения самих родителей.

Далее структурировать и совместно со всей семьёй разработать «план действий» относительно возникшей ситуации и придерживаться единой линии поведения в установке границ дозволенного. В данном плане следует учитывать следующие пункты:

  •   Ребенок должен осознавать безусловную любовь со стороны своих родных.
  •   Ребенок должен видеть пример решения конфликтных ситуаций на примере семьи (ролевых игр, сказок или мультфильмов)
  •   Убедиться, что у ребенка достаточно физической активности.
  •   Выделить «контактное время», хотя бы полчаса в день, в которое есть только родитель и ребенок, без гаджетов и постороннего вмешательства.

В это время проигрывать конфликты с игрушками, рисовать, лепить, строить свою «злость». Например, не стоит переживать, если ребенок берёт только чёрный цвет для творчества. Чёрный – самый контрастный цвет и только, ребенку ещё неизвестны навеянные обществом стереотипы.

  • Начать проговаривать вслух свои чувства и эмоции: «Я тебя люблю, но ты сделал мне больно, я из-за этого очень расстроен(-а)»; «Я не разрешил(-а) тебе взять свой телефон, потому что он был нужен мне для работы, что ты почувствовал в данный момент?»; «Ты сделал больно мальчику в садике. Что ты почувствуешь, если тебя ударят? Как думаешь, что почувствовал он(-а)?»
  • При этом необходимо разговаривать с ребенком в момент его спокойствия.

Вывод 7: Родители должны совместно с ребенком разобраться в причинах агрессии и совместно со всей семьёй разработать «план действий».

 

Ключевыми последствиями агрессии являются:

  •   неумение общаться в обществе;
  •   отчуждение в детском коллективе и, как следствие, неприятие себя и развитие комплексов;
  •   неприспособленность к условиям жизни в обществе;
  •   потеря личных и чужих границ, ориентации в ситуациях.

 

Запомни!

Агрессия – это метод выражения, преодоления и самовосприятия. Проработанная в юном возрасте агрессия (совместно с родителями или психологом) способствует развитию логического мышления, чувства собственного достоинства и контроля чувств и эмоций. В дальнейшем ребенку будет гораздо проще выражать свои чувства словами, что в свою очередь позволит обретать социальные связи и находиться в гармонии с самим собой.

 

Куда можно обратиться за помощью?

8 (801) 100-16-11 – Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (круглосуточно, бесплатно).

8 (017) 263-03-03Телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков в г. Минске (круглосуточно)

8 (017) 317-32-32 – Телефон доверия для детей и подростков (круглосуточная кризисная телефонная линия).

Также можно обратиться в Центры дружественные подросткам, в г. Минске их 8. Центры оказывают анонимную, бесплатную, конфиденциальную помощь подросткам и их родителям по вопросам соматического, репродуктивного и психологического здоровья (13-я городская детская клиническая поликлиника (13gdp.by), Центры дружественные подросткам (medcenter.by).

В Октябрьском районе города Минска функционирует Центр дружественный подросткам «Галс» на базе учреждения здравоохранения «13 городская детская клиническая поликлиника» по адресу улица Кижеватова дом 60  корпус Д. Телефон Центра: +375173909652. Сайт: 13-я городская детская клиническая поликлиника (13gdp.by),  в социальных сетяхЦентр дружественного отношения подросткам "ГАЛС" (vk.com), электронная почта:gals13gdkp@tut.by

 

 

Автор:

Психолог Центра дружественного подросткам «Галс»

УЗ «13 городская детская клиническая поликлиника»

Сорокина Надежда Валерьевна