Версия для слабовидящих

Причины и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Просмотров: 294   (Опубликована 15 октября 2021 )

Причины и профилактика плоскостопия
у детей дошкольного возраста

На первый взгляд кажется, что детская ножка – это уменьшенная копия взрослой. У малышей продольный свод стопы плоский. Это связано с тем, что костная ткань еще мягкая, мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают самостоятельно ходить, функцию амортизатора берет на себя «жировая подушка», которая располагается на ступне. К 2-3 годам связки и мышцы становятся крепче, что позволяет ребенку дольше находиться «на ногах» и только к 6-7 годам можно диагностировать плоскостопие. Кстати, у детей до 9 лет чаще встречается продольная деформация, так как поперечный свод к этому возрасту только формируется.

Зачастую родители могут и не догадываться, что у ребенка есть плоскостопие. В большинстве случаев, оно никак не мешает ребенку, но иногда малыш может жаловаться на боль и дискомфорт во время ходьбы.

О нарушениях строения стопы могут сигнализировать следующие симптомы:

o   быстрая утомляемость – ребенок предпочитает отсиживаться на скамеечке, а не принимать участие в активных играх сверстников, быстро устает во время бега или долгих прогулок;

o   боли в ступнях (иногда может появиться боль в коленях или пояснице);

o   хромота после длительной ходьбы;

o   неравномерное изнашивание обуви (подошва стирается только с внешней или внутренней стороны).

Причинами развития плоскостопия у детей могут быть: наследственная предрасположенность, повышенные нагрузки на ноги, слабость мышечно-связочной системы, травмы стоп, заболевания (рахит, дцп и др.), ношение неправильной обуви, малоподвижный образ жизни.

            Чтобы своевременно выявить проблемы стопы, нужно регулярно, раз в год приводить ребенка на осмотр к врачу-ортопеду (врачу ЛФК). Особенно это важно сделать, если ребенок жалуется на боль и дискомфорт во время ходьбы.

            Основное лечение плоскостопия направлено на профилактику: лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия, физическая нагрузка в течение дня, ношение правильно подобранной обуви.

 

 

 

Примерный комплекс упражнений:

vхождение босиком по любым неровным поверхностям: коврик ортопедический, галька, песок, земля, канат и т.д.;

vхождение «уточками» – приседания на носочки, главное следить, чтобы стопы рядом располагались;

vстоя, перекаты с пятки на носок, гладить одной стопой вторую ножку; удерживать предметы стопами в положении сидя, перебирать предметы пальцами ног с одной стороны в другую;

vползание «Скалолазом» –  следить, чтобы опора была на носки и ноги, широко не расставлять;

vподвижные игры (можно делать полосу препятствий с разными элементами упражнений и приспособлений).

            Упражнения следует выполнять каждый день по 10-15 минут под музыку или стишки, наглядные пособия или сюжеты, что способствует интересу и активности детей. А также не забывайте про дневную активность.