Причины и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Просмотров: 294 (Опубликована 15 октября 2021 )
Причины и профилактика плоскостопия
у детей дошкольного возраста
На первый взгляд кажется, что детская ножка – это уменьшенная копия взрослой. У малышей продольный свод стопы плоский. Это связано с тем, что костная ткань еще мягкая, мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают самостоятельно ходить, функцию амортизатора берет на себя «жировая подушка», которая располагается на ступне. К 2-3 годам связки и мышцы становятся крепче, что позволяет ребенку дольше находиться «на ногах» и только к 6-7 годам можно диагностировать плоскостопие. Кстати, у детей до 9 лет чаще встречается продольная деформация, так как поперечный свод к этому возрасту только формируется.
Зачастую родители могут и не догадываться, что у ребенка есть плоскостопие. В большинстве случаев, оно никак не мешает ребенку, но иногда малыш может жаловаться на боль и дискомфорт во время ходьбы.
О нарушениях строения стопы могут сигнализировать следующие симптомы:
o быстрая утомляемость – ребенок предпочитает отсиживаться на скамеечке, а не принимать участие в активных играх сверстников, быстро устает во время бега или долгих прогулок;
o боли в ступнях (иногда может появиться боль в коленях или пояснице);
o хромота после длительной ходьбы;
o неравномерное изнашивание обуви (подошва стирается только с внешней или внутренней стороны).
Причинами развития плоскостопия у детей могут быть: наследственная предрасположенность, повышенные нагрузки на ноги, слабость мышечно-связочной системы, травмы стоп, заболевания (рахит, дцп и др.), ношение неправильной обуви, малоподвижный образ жизни.
Чтобы своевременно выявить проблемы стопы, нужно регулярно, раз в год приводить ребенка на осмотр к врачу-ортопеду (врачу ЛФК). Особенно это важно сделать, если ребенок жалуется на боль и дискомфорт во время ходьбы.
Основное лечение плоскостопия направлено на профилактику: лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия, физическая нагрузка в течение дня, ношение правильно подобранной обуви.
Примерный комплекс упражнений:
vхождение босиком по любым неровным поверхностям: коврик ортопедический, галька, песок, земля, канат и т.д.;
vхождение «уточками» – приседания на носочки, главное следить, чтобы стопы рядом располагались;
vстоя, перекаты с пятки на носок, гладить одной стопой вторую ножку; удерживать предметы стопами в положении сидя, перебирать предметы пальцами ног с одной стороны в другую;
vползание «Скалолазом» – следить, чтобы опора была на носки и ноги, широко не расставлять;
vподвижные игры (можно делать полосу препятствий с разными элементами упражнений и приспособлений).
Упражнения следует выполнять каждый день по 10-15 минут под музыку или стишки, наглядные пособия или сюжеты, что способствует интересу и активности детей. А также не забывайте про дневную активность.